Россия пытается в очередной раз активизировать переговоры по поставкам газа в Китай. По итогам визита в страну вице-премьера Аркадия Дворковича “Газпром” и CNPC объявили, что согласуют контракт до конца года. Источники утверждают, что стороны попытаются сделать это еще раньше — к визиту в Москву будущего председателя КНР Си Цзиньпина в конце марта. Но если “Газпром” пошел навстречу Китаю в вопросе приоритета более дорогого восточного маршрута поставок, то основной камень преткновения — цена газа — остается нерешенным, пишет “Коммерсантъ”.
“Газпром” и китайская CNPC договорились завершить переговоры о поставках газа в Китай по восточному маршруту до конца года, сообщила российская монополия. Такое решение было принято по итогам российско-китайской межправительственной комиссии по энергетическому сотрудничеству, прошедшей в понедельник в Пекине при участии вице-премьера Аркадия Дворковича. Тогда же состоялась встреча зампреда правления “Газпрома” Александра Медведева с главой CNPC Цзян Цзэминем. Источник, знакомый с ходом переговоров, говорит, что китайская сторона рассчитывает договориться с “Газпром” уже до конца марта, когда состоится визит в Москву будущего председателя КНР Си Цзиньпина.
“Газпром” планировал поставлять в Китай трубопроводный газ (до 68 млрд кубометров в год) по двум маршрутам, западному и восточному. Для первого планировалось построить газопровод “Алтай” мощностью 30 млрд кубометров, куда газ должен был поступать с месторождений в ЯНАО. Для второго маршрута запланирован газопровод Якутия—Хабаровск—Владивосток мощностью 38 млрд кубометров, для которого “Газпром” собирается начать разработку Чаяндинского, а затем и Ковыктинского месторождений.
Переговоры о поставках российского газа в Китай идут с 2004 года, российская сторона уже не раз объявляла о том, что контракт должен быть подписан до конца того или иного года, и сроки срывались. Прежде в переговорах с Китаем было два принципиальных момента: маршрут и цена, говорит Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. Теперь, говорит аналитик, вопрос маршрута снят и “Газпром”, вероятно, откажется от “Алтая”, хотя в качестве трубопроводного экспортного канала в Китай он был предпочтительнее. Восточный маршрут длиннее, и для него нужен новый газ, это дороже “Алтая”, поэтому согласие на восточный маршрут выглядит уступкой “Газпрома”, заключает эксперт. Источники “Интерфакса” утверждают, что вопрос о поставках газа по западному маршруту не снимается с повестки дня переговоров, “просто по нему межправительственная комиссия не ставила таких жестких условий”.
На западе Китаю газ не нужен, там спрос удовлетворяет среднеазиатский газ и газ из Мьянмы, поясняет старший аналитик энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Мария Белова. В прошлом году Китай импортировал оттуда около 25 млрд кубометров при потенциале 80 млрд. При строительстве “Алтая” Китаю пришлось бы тянуть с запада на восток дополнительный трубопровод, увеличивая издержки. Но согласование только восточного маршрута означает, что по трубе в Китай пойдет около 20 млрд кубометров газа, так как газопровод Якутия—Хабаровск—Владивосток предназначен и для поставок до 20 млрд кубометров на завод “Владивосток СПГ”, говорит Валерий Нестеров. Источник, знакомый с переговорами, говорит, что часть обсуждаемого объема поставок в Китай предполагается экспортировать в виде СПГ. В сообщении “Газпрома” также отмечается, что поставки газа с завода “Владивосток СПГ” в Китай обсуждались с CNPC.
Но в части СПГ на китайским рынке “Газпром” может столкнуться с конкуренцией со стороны НОВАТЭКа, который добивается демонополизации экспорта. Глава этой компании Леонид Михельсон также вошел в российскую делегацию в Китае. Источник “Итерфакса”, близкий к компании, говорит, что господин Михельсон обсуждал с китайцами не только поставки газа с “Ямал СПГ”, но и их возможное участие в проекте. Накануне Китай посетил и глава “Роснефти” Игорь Сечин, который также выступает за отмену монополии “Газпрома” по СПГ и думает о строительстве ориентированного на АТР завода по сжижению газа на Дальнем Востоке вместе с ExxonMobil. В результате планы “Газпрома” поставлять в Китай до 68 млрд кубометров газа могут оказаться под вопросом. По оценке “Сколково”, этот объем соответствует всему дополнительному спросу на газ в Китае к 2030 году.
“Газпром”, вероятно, эти риски просчитывает, поэтому делает ставку больше на СПГ, который из Владивостока в случае отсутствия спроса в Китае, можно будет поставлять в Южную Корею или Японию, считает Валерий Нестеров. Угрозой трубопроводному газу “Газпрома” в Китае могут стать и масштабные планы страны по добыче сланцевого газа, запасы которого там оценочно превышают американские. Но этот аргумент в переговорах на руку “Газпрому”, он уже предлагал привязать цену российского газа к себестоимости добычи сланцевого газа в Китае, которая составит около $350 за тысячу кубометров, отмечает Мария Белова.
Цену газа для Китая, которая до сих пор была основным спорным моментом в переговорах, сторонам согласовать до сих не удалось. Очевидно, что “Газпром” хотел бы поставлять газ в Китай по европейским ценам, примерно по $400 за тысячу кубометров, в то время как КНР пытается снизить цену вплоть до $250, говорит Григорий Бирг из “Инвесткафе”. Ориентиром может стать цена туркменского газа для Китая, говорит господин Бирг. По мнению Марии Беловой, сейчас она составляет около $230-250. Однако Китай смог договориться о такой цене, так как финансировал строительство трубопровода из Туркмении, говорит эксперт. Собеседники, знакомые с переговорами Китая и России, говорят, что такой вариант обсуждается.
|