Колин Пауэлл поставил вчера в трудное положение президента Буша, заявив в интервью Washington Post, что появившиеся совсем недавно данные о том, что у Саддама Хусейна не было оружия массового поражения, могли повлиять на решение Белого дома о вступлении в войну.
Газета задала коварный вопрос: "Вы бы выступали за интервенцию Ирака, если бы знали, что у Саддама не было такого оружия?" Глава американской дипломатии ответил честно: "Я не знаю, поскольку существование таких арсеналов было последним аргументом, превращавшим Ирак в реальную угрозу для региона и для мира". Пауза: "Отсутствие таких арсеналов меняет политический расчет, меняет ответ на вопрос".
Но после этих слов, наводивших на мысль о смене позиции, государственный секретарь понял, что ему следует "скорректировать огонь". Он подчеркнул в своем интервью, что Саддам Хусейн "намеревался тем не менее приобрести оружие массового поражения и предпринимал попытки сохранить возможности для его производства на тот случай, если ООН отменит санкции против Ирака".
Он также подчеркнул, что через некоторое время он имел бы такое оружие: "Он создавал ракеты и беспилотные самолеты, чтобы их использовать в дальнейшем". Он также напомнил, что бывший глава инспекторов в Ираке Дэвид Кей, человек, заявивший о том, что арсеналов не было, убежден, что раис "представлял огромную угрозу со своими планами и своими предприятиями". В заключение Пауэлл сказал: "История подтвердит, что война была правильным решением".
В атмосфере подозрений и обвинений, окружающей Буша, заявления госсекретаря произвели эффект разорвавшейся бомбы. Год назад Пауэлл представил противоречивый доклад в ООН об оружии массового поражения Саддама Хусейна, заявив, что доклад основывается на фактах, на достоверных разведывательных данных", но сегодня, как кажется, он отступает от своих слов.
Телефонный звонок из Белого дома, поступивший через несколько часов после выхода Washington Post, вынудил Пауэлла созвать пресс-конференцию, в ходе которой он дал обратный ход: "Не думаю, что решение идти на него войной претерпело бы изменение", - заявил Пауэлл. "Желание и возможности раиса обрести это оружие были очевидными, и президент не хотел рисковать, и мы все были с ним согласны. Мы до сих пор согласны".
Несмотря на уточнения, "инцидент" с Пауэллом может иметь негативные последствия для Буша. Объявление о том, что Буш поручит проведение расследования независимой комиссии, которая завершит работу только после проведения ноябрьских выборов, лишь усилит скептические настроения. Углубится раскол в администрации, где "ястребы" хотели бы отставки Пауэлла. Ожесточится противостояние с демократами по вопросу о передаче полномочий иракцам. Все это происходит на фоне того, что впервые, по данным опросов, лишь 49% американцев поддерживают стратегию Буша.
Вместе с тем грубая ошибка государственного секретаря может подтолкнуть Буша к тому, чтобы поскорее прийти к компромиссу с ООН по Ираку. Вчера президент принимал в Белом доме генерального секретаря ООН Кофи Аннана, который подтвердил, что в Ирак будет направлена миссия, чтобы выяснить, существуют ли условия для проведения национальных выборов, на чем настаивает шиитский религиозный лидер аятолла Али аль-Систани, или лишь в 18 региональных избирательных округах, как предлагает глава американской гражданской администрации Пол Бремер.
"Есть некоторые разногласия по срокам проведения, 30 июня, - отметил Аннан, - и по механизму формирования нового правительства, но надеюсь, ООН может способствовать преодолению этих разногласий. Мы все согласны с тем, что суверенитет должен быть восстановлен как можно скорее".
Аннан сообщил, что миссия в Ирак будет направлена в ближайшее время, но подчеркнул необходимость обеспечения ее безопасности. Буш, в свою очередь, согласился с тем, что ООН должна играть "жизненно важную роль" в Ираке. Он также добавил: "Я оптимистичен в отношении будущего Ирака и мира".
|