“Газпром” получил возможность выбора маршрута дальнейшей доставки в страны ЕС газа второй нитки “Турецкого потока”, пишет “Коммерсантъ”. Монополия сейчас склоняется к газопроводу Poseidon как основному варианту переброски газа через Грецию в Италию, но, по данным издания, итальянская Snam предложила вместо этого расширить газопровод TAP, где владеет 20%. Poseidon обеспечит “Газпрому” поставки на юг Италии, в Грецию и Болгарию. Но Венгрии и Сербии придется получать российский газ с севера или искать способ строить новую трубу через Болгарию.
“Газпром” на ПМЭФ-2017 в присутствии министра экономики Италии Карло Календо и генсека МИД Греции по экономике Йоргоса Ципраса подписал с итальянской Edison (структура EdF) и греческой DEPA соглашение о создании газопровода Poseidon, который должен доставить российский газ от Турции через Грецию на юг Италии. В отличие от первого меморандума (подписан в феврале 2016 года), теперь конкретно указано: основной источник газа для Poseidon — вторая нитка “Турецкого потока” (мощность 15,75 млрд кубометров). Стороны обязались координировать работу по газопроводам “в полном соответствии с применимой законодательной базой”.
Мощность Poseidon не называется, но в апреле глава Минэнерго РФ Александр Новак говорил о 16 млрд кубометров в год в наземной части в Греции и до 12 млрд кубометров в морском переходе в Италию. Таким образом, труба способна забрать газ второй нитки “Турецкого потока”, поставляя около 6 млрд кубометров газа в Грецию и Болгарию (в том числе через интерконнектор IGB) и 10 млрд кубометров — на юг Италии.
Но, как стало известно, есть и другой вариант: 1 июня глава итальянской газотранспортной Snam Марко Альвера на встрече с главой “Газпрома” Алексеем Миллером предлагал использовать для газа второй нитки “Турецкого потока” не Poseidon, а расширение газопровода TAP.
По оценкам Snam, это как минимум вдвое дешевле Poseidon. Ресурсная база TAP — вторая очередь азербайджанского Шах-Дениза, мощность в Греции — 10 млрд кубометров, из которых 8 млрд кубометров уходят на юг Италии. Акционеры — SOCAR (20%), BP (20%), Snam (20%), Fluxys (19%), Enagas (16%) и Axpo (5%), стоимость проекта — около $6,5 млрд.
В “Газпроме” ситуацию не комментируют. Но, по данным издания, монополия дала понять Snam, что готова рассматривать TAP как дополнительную опцию. По словам собеседников в компании, у руководства “Газпрома” очень хорошие отношения с Edison — “партнеры первыми предложили Poseidon, и без веских причин отказываться от него было бы неправильно”. Кроме того, источники считают, что Poseidon можно построить быстрее, а в случае TAP неизбежно противодействие Еврокомиссии, которая всегда рассматривала этот проект как источник азербайджанского газа и альтернативу поставкам из России.
Но уже ясно, что построить Poseidon в оптимальные для “Газпрома” сроки — до конца 2019 года, когда должна быть достроена и вторая нитка “Турецкого потока”,— очень сложно. В марте представитель Edison Элио Руджери говорил: нужно два года на подготовку проекта и еще три — на строительство.
Это означает, что к 2020 году, когда истечет транзитный контракт с Украиной, “Газпром” сможет получить технические возможности только для поставки газа “Турецкого потока” в Болгарию и Грецию, но не в Италию. В таком случае Апеннины, видимо, будут снабжаться, как и сейчас, через север за счет газа строящегося Nord Stream 2, и “Газпрому” потребуется украинский маршрут для поставок в Венгрию, Сербию и, возможно, в Словакию.
Первые две страны сейчас пытаются предотвратить такое развитие событий, предлагая соединить системы Болгарии, Сербии и Венгрии новым газопроводом, клоном отмененного South Stream, но меньшей мощности — около 15 млрд кубометров. Для “Газпрома” строительство этой трубы вкупе с Poseidon решило бы проблемы со снабжением Балкан, но, чтобы наполнить ее газом, нужно строить третью ветку “Турецкого потока”. По словам собеседников, в “Газпроме” идут соответствующие расчеты, но решения не приняты.
По мнению Алексея Гривача из ФНЭБ, желание Будапешта и Белграда получить газ “Турецкого потока” понятно, но построить инфраструктуру непросто, и задачу едва ли можно решить до 2020 года. “Мы обещали ЕС переговоры с Украиной о сохранении определенных объемов транзита, они могут пойти в Венгрию и Сербию”,— говорит он. Снабжение этих стран можно организовать и через хаб в австрийском Баумгартене при увеличении мощности Nord Stream с 55 млрд до 60 млрд кубометров в год.
|